[От греч. μοιχεία - прелюбодеяние], церковный раскол в Византии в 795-797 и 806-811 гг., обусловленный каноническими и церковно-политическими разногласиями.
В 795 г. имп. Константин VI развелся с женой Марией из Амнии, внучкой св. Филарета Милостивого, и насильно заточил ее в мон-рь (Феофан Исповедник (Theoph. Chron. P. 469) употребил глаголы «заставил» и «убедил» уйти в мон-рь), затем женился на ее кувикуларии (фрейлине) Феодоте. Согласно тенденциозному сообщению Феофана Исповедника, к разводу императора склоняла его мать св. имп. Ирина, желая дискредитировать сына, хотя именно она в 788 г. выбрала ему невесту. Константин утверждал, что Мария пыталась его отравить. Патриарх К-польский свт. Тарасий противился разводу, беспрецедентному в христианской империи, однако в конце концов уступил и позволил Иосифу (PMBZ, N 3447), иконому Св. Софии и игумену Кафарского мон-ря (τῶν Καθαρῶν) в Вифинии, обвенчать Константина с Феодотой. Поздние источники сообщают, что император угрожал Тарасию восстановить иконоборчество (Narratio de sanctis patriarchis. Сol. 1852D) и даже идолопоклонство (Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 2. P. 26), однако все эти утверждения преследуют цель оправдать поведение патриарха в «михианском» деле. Игум. Саккудийского мон-ря прп. Платон и его племянник прп. Феодор Студит, бывшие в родстве с Феодотой, протестовали против «прелюбодейного брака» и разорвали общение со свт. Тарасием. Их поддержала и императрица Ирина, которая оказывала поддержку всем противникам своего сына (Theoph. Chron. P. 471). После неудачных попыток склонить преподобных Платона и Феодора к примирению, в 797 г. император велел подвергнуть их бичеванию и сослать в Фессалонику. В авг. того же года Константина VI свергли и ослепили, ссыльные и заключенные по делу о его разводе были освобождены. Преподобные Платон и Феодор примирились с патриархом Тарасием, к-рый запретил иконома Иосифа в служении (в научной лит-ре иногда говорится о лишении сана, но источниками этот факт не подтверждается).
В 803 г. Иосиф Кафарский оказал новому имп. Никифору I (802-811) очень важную услугу, выступив посредником в переговорах с мятежником Варданом Турком и уговорив того сдаться. Император желал вознаградить его, но пока был жив свт. Тарасий, вопрос о реабилитации Иосифа не поднимался. Однако когда в 806 г. патриархом К-польским стал свт. Никифор I (806-815), он немедленно созвал Собор из 15 епископов, к-рый снял с иконома запрещение. Феодор Студит был в числе присутствовавших на заседании, но хранил молчание и решения Собора не признал. Более того, примерно в 807 г. брат Феодора Иосиф принял от патриарха Никифора рукоположение во архиепископа Фессалоники. Как свт. Иосиф на своей кафедре, так и прп. Феодор в Студийском мон-ре продолжали поминать патриарха за каждой литургией. Единственное, чего студиты избегали,- это литургий в Св. Софии, чтобы не сослужить «сочетателю прелюбодеев» Иосифу Кафарскому. В 1-й пол. 808 г. архиеп. Фессалоникийский Иосиф прибыл в К-поль, чтобы навестить брата. Проведя неск. месяцев в Студийском мон-ре, он ни разу не явился на патриаршую литургию. Император направил в мон-рь высокопоставленного сановника (логофета дрома), чтобы выяснить, в чем дело. Узнав причину такого поведения, логофет заявил, что государь чрезвычайно недоволен студитами. Когда имп. Никифор I вернулся из похода в конце года, он приказал окружить Студийский мон-рь войсками. Прп. Феодор, свт. Иосиф и еще 2 монаха были арестованы. Тем не менее прп. Феодор продолжал писать письма с заверениями в своей лояльности к императору и патриарху и просил лишь об одном - чтобы ему позволили остаться при своем мнении в деле Иосифа Кафарского. Но патриарх оставался непреклонным и в янв. 809 г. по его инициативе император созвал Собор. Его решения привели к кульминации конфликта. Предположительно постановлено было следующее: поскольку воля императора (Константина VI) была упорной и он не поддавался убеждениям, патриарх свт. Тарасий, используя права, принадлежащие его чину, во избежание большего ущерба для Церкви применил икономию и позволил игум. Иосифу обвенчать Константина с Феодотой. Поэтому Иосиф освобождается от запрещения и может литургисать. Архиеп. Фессалоникийский Иосиф низводится до пресвитерского сана по 20-му канону Трулльского Собора как служивший литургию в чужой епархии без ведома правящего архиерея. Анафема тем, кто не признают икономии святых. Важно отметить, что 2-й брак Константина VI законным признан не был.
Прп. Феодор Студит воспринял эти решения как оправдание прелюбодеяния и исключение императоров из подчинения церковным канонам и квалифицировал как «михианскую ересь», ересиархом к-рой провозгласил патриарха Никифора I (Theod. Stud. Ep. 553). На этом основании он и его монахи разорвали церковное общение с патриархом. В 809-811 гг. прп. Феодор писал крайне резкие памфлеты против свт. Тарасия и Никифора. Император, утвердивший решения Собора, не мог не отреагировать и подверг студитов ссылке. Однако еще до отбытия в поход против болгар, оказавшийся для него роковым, Никифор I вернул из ссылки преподобных Феодора, Платона и их сторонников. С воцарением Михаила I Рангаве 2 окт. 811 г. М. с. окончилась: император добился примирения патриарха со студитами, причем свт. Никифор принес извинения, обвинив во всем погибшего на войне с болгарами императора, а прп. Феодор отказался от обвинений в ереси и возобновил церковное общение с патриархом. Иосиф Кафарский был вновь запрещен в служении, а решения Собора 809 г. отменены.
Отдаленные последствия М. с. сказались в конфликте патриарха К-польского свт. Мефодия I со студитами в 844-847 гг. Именно сочинения Феодора Студита против патриархов Тарасия и Никифора, написанные в 809-811 гг., требовал анафематствовать и уничтожить патриарх Мефодий. Хотя монахи отказались это сделать, из этих полемических трудов уцелело фактически лишь Ep. 555, хотя позиция Феодора в те годы отразилась еще в неск. письмах.
Основное содержание М. с. состояло в попытках патриархов Тарасия и Никифора утвердить патриаршую власть в Византийской Церкви и в ожесточенном сопротивлении этим попыткам определенной части визант. монашества, прежде всего монастырей, тесно связанных со Студийской обителью в К-поле. В 1-ю фазу М. с. большую роль играла политическая борьба внутри правящей династии. Хотя патриархам не удалось достичь всех поставленных целей, власть и авторитет Патриархата несомненно укрепились. М. с. и связанные с ней конфликты практически не сказались на солидарности правосл. сопротивления возобновленному в 814-815 гг. иконоборчеству.